Детский сад № 147 группа «Радуга » Воспитатель Бачурина Ольга Георгиевна 12.02.1988гр
Проект по социально нравственному воспитанию.
25 января [чт]
Проект по социально – нравственному воспитанию (для детей средней группы) «Радуга». Воспитатель: Бачурина Ольга Георгиевна.
Давайте жить дружно!
2023 год.
Содержание Актуальность……………………………………………………………………...3 Цель проекта………………………………………………………………………4 Задачи проекта…………………………………………………………………….4 Тип проекта………………………………………………………………………..4 Продолжительность………………………………………………………………4 Методы проекта…………………………………………………………………..4 Целевая аудитория………………………………………………………………..4 Предполагаемые результаты……………………………………………………..5 Работа с родителями………………………………………………………………5 Этапы реализации проекта……………………………………………………….6 Итог проекта………………………………………………………………………9 Приложение 1….…………………………………………………………………10 Приложение 2…………………………………………………………………….14 Приложение 3…………………………………………………………………….17 Приложение 4…………………………………………………………………….20 Приложение 5……………………………………………………………………22 Приложение 6……………………………………………………………………23 Приложение 7……………………………………………………………………24 Приложение 8…………………………………………………………………….25 Приложение 9…………………………………………………………………….26 Приложение 10…………………………………………………………………..28 Приложение 11…………………………………………………………………..29 Приложение 12…………………………………………………………………..31 Приложение 13…………………………………………………………………..33 Приложение 14…………………………………………………………………..35
Актуальность В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками. Как правило, это выражается: в неумении находить подход к партнеру по общению; поддерживать и развивать установленный контакт; согласовывать свои действия в процессе любой деятельности; адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку. Отмечается также сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека. Всё это приводит к конфликтам и непониманию собеседников. Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой личности, это залог успешного психического здоровья человека. Дошкольное детство – важнейший период нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности; имеющей морально ценную значимость. Все это является для ребенка своеобразной школой, где он приобретает опыт моральных отношений, усваивает правила поведения, элементарную культуру деятельности, культуру речи, и, главное, у него сформируется эмоционально нравственное отношение к окружающему миру. Ребенок дошкольного возраста, приобретая в дошкольном образовательном учреждении важное умение, создавать доброжелательные взаимоотношения с людьми, родными и близкими, сверстниками и детьми постарше, знакомыми и незнакомыми, - должен уметь это делать красиво и правильно, чтобы он и его собеседник получали удовольствие от общения. Актуальность проблемы воспитания культуры поведения обусловлена следующими причинами: 1.Дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным взаимодействиям, формируется в целом механизм нравственного становления личности и каждый его компонент: чувства и отношения, мотивы, навыки и привычки, поступки, знания и представления, обуславливающие формирование качеств личности, как положительных, так и отрицательных. 2.Особенностью психического развития детей среднего дошкольного возраста является произвольность ,что способствует формированию саморегуляции, самоконтроля, в большей степени обеспечивающие устойчивость нравственного поведения. 3.Привычки нравственного поведения дошкольников носят неустойчивый, ситуативный характер, поэтому необходима целенаправленная, систематическая работа с учетом индивидуальных особенностей детей. Цель: воспитание дружеских чувств: доверия, взаимовыручки, сопереживания, создание дружеских отношений в группе. Задачи: Обучающие: -Учить видеть, понимать и оценивать свои поступки и поступки сверстников. -Сформировать коммуникативные навыки. Развивающие: -Обогатить и активизировать словарь по теме «Дружба». -Развивать творчество и умения в продуктивной и в других видах деятельности. Воспитательные: -Воспитать культуру межличностных отношений между детьми. Тип проекта: Практико-ориентированный. Продолжительность: 01.112020- 19.11.2020
Методы проекта:
Целевая аудитория: Дети средней группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Работа с родителями: -Приобщение родителей к совместной деятельности. Создание фото выставки «Объятия с бдиззкими». Консультация: «Дружба крепкая»», «Дружеские отношения взрослых и детей в семье – основа воспитания положительных черт характера ребенка» Добрые дела «Поможем птицам». Изготовление кормушек для птиц. Предполагаемые результаты: - В ходе проекта дети начнут осознанно выполнять правила общения; - оказывать друг другу помощь; - сообща играть, заниматься, трудиться; - сформируется чувство принадлежности к группе; - коллектив детей станет дружным, сплоченным. Вопросы, направляющие проект:
Проблемный вопрос: «Что будет, если со мной не будут играть?» Вопросы по теме: - Что такое дружба? -Что такое ссора? -Кого можно назвать другом? План по реализации проекта: 1 этап – подготовительный; 2 этап – основной; 3 этап – заключительный.
Этапы реализации проекта:
Итог проекта: Развлечение «Праздник друзей». Оформление уголка примирения «Обнимашки». ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Беседа «Что такое дружба?» Цель: познакомить детей с понятием дружбы, способствовать сплочению детского коллектива. Ход занятия Сегодня мы будем говорить о дружбе. Дружба – это великая ценность, подарок судьбы. Дружба помогает нам учиться, работать, жить. Она делает нас лучше, добрее, сильнее. Иметь друга – великое благо. Так, что же такое дружба? Задание №1. Организуется работа в микрогруппах. Ребята, подумайте и ответьте на такие вопросы. Вопросы: 1." Дружба – это--- ". Примерные ответы детей: дружба – это взаимопомощь, весёлое и интересное общение, желание помочь другу в трудную минуту. 2." Настоящий друг – это тот ---". Примерные ответы детей: настоящий друг – это тот, кто тебя понимает, с кем интересно общаться, кто никогда не предаст тебя, кто поможет и поддержит в разных ситуациях. 3." Друзья всегда---". Примерные ответы детей: друзья всегда - помогут тебе в трудной ситуации, разделят с тобой и радость и беду, понимают тебя. После работы в микрогруппах организуется обсуждение предложенных вопросов, формулируются общие выводы. Если мы хотим иметь друзей, мы должны чувствовать, что нужно другому человеку. Дружба – это готовность оказать помощь другу, разделить с ним неудачу и радость. Есть люди, у которых много друзей, а есть одинокие люди. Давайте послушаем стихотворение А. Барто " Требуется друг". Все живут, не тужат, А со мной не дружат! Бант у Кати расписной, Красные колготки И характер кроткий. Я шепчу: - Дружи со мной--- Мы же одногодки, Как сестрички мы почти, Мы с тобой, как голубки Из одной скорлупки. Я шепчу:- Но ты учти: Ты во всём должна идти Другу на уступки. Предлагаю Ильиной; -Ты дружи со мной одной! Есть разряд у Ильиной, И спортивный свитер, И девчонок свита. Подружусь я с Ильиной- Стану знаменита! Все пятёрки по одной У Светловой Нади. Я прошу: - Ты со мной подружись хоть на день! Мы с тобой поладим: Будешь ты меня спасать- Дашь контрольную списать. А девчонки на дыбы! Говорят: - Молчала бы! Не вставать же на колени уговаривать подруг--- Напишу я объявление: Срочно требуется друг! Почему у девочки не было друзей? Примерные ответы детей: у девочки не было друзей, так как она хотела много от других, но сама взамен ничего не давала. Многие не хотят понять, что друзей у них нет, потому что они сами не готовы стать настоящим другом, требуют от друга много, ничего не давая взамен. Дружба – это не только великий дар, но и великий труд. Можно друга найти, но очень легко потерять. Во многих русских пословицах содержаться мудрые наставления о том, как сохранить дружбу. Обратите внимание на пословицы. Задание №2. Организуется работа в микрогруппах. Детям предлагается разработать правила дружбы. После обсуждения в группах, зачитываются и обсуждаются разработанные правила дружбы. Правила дружбы (Примерные ответы детей): помогать друг другу; не помнить долго обиду; не мелочиться; доверять друг другу; быть терпимым; уметь прощать; не завидовать; быть честным и преданным; быть доброжелательным. Итог занятия. Итак, дружба - это замечательно! Нам всем ясно одно – без дружбы нет жизни! Значит, чтобы жить, мы должны уметь слушать друзей, понимать и поддерживать. Да и в целом, если хотите, чтобы люди относились к вам хорошо, то и вы относитесь к ним с уважением, добротой и пониманием. Всем спасибо за работу. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Беседа «Умейте дружбой дорожить ».
Как складываются твои отношения со сверстниками, во многом зависит только от тебя. Конечно же, для создания авторитета всегда будут важны твои знания и умения, твой внешний вид, чувство юмора. Но умение себя вести, быть тактичным и внимательным с окружающими всё-таки является едва ли не самым важным. Ты можешь многое уметь и знать, но если не научишься принятому общению с людьми, они не захотят тебя ни слушать, ни восхищаться твоими достижениями. В общении не может быть незначительных мелочей. Каждому человеку в любом возрасте приятно общаться с вежливым, воспитанным и предупредительным человеком. Некрасиво, к примеру, заглядывать без разрешения в тетрадь своего соседа по парте. Нельзя читать чужие письма, личные дневники. Невежливо стоять за спиной у человека, который работает на компьютере. Даже если в написанном письме (на бумаге или на компьютере) нет ничего секретного, не каждому приятно, чтобы кто-то читал слова, предназначенные для другого человека. Некоторые ребята в общении почему-то не называют друг друга по именам, а придумывают своим друзьям различные прозвища. Чаще всего прозвища образовываются, конечно же, от фамилии. Например, Скворцов, Степанов, Белов, Фролов и Морозов автоматически становятся просто Скворцом, Стёпой, Белым, Фролом и Морозом. Одни ребята гордятся своим прозвищем, а другим совершенно безразлично, как их называют. Но есть немало впечатлительных и застенчивых детей, которые болезненно переживают и даже страдают от подобного к ним обращения и очень стыдятся своего прозвища. Бывает даже, что от подобных страданий и огорчений у них происходят нервные срывы. Нередки случаи, когда обидные прозвища и сложные отношения со сверстниками становятся причиной заикания. А некоторые близорукие ребята отказываются носить очки только по той причине, что их станут дразнить очкариками или ботаниками. Многим ребятам даже и в голову не приходит, что их друзья из-за данного ему прозвища переживает и плачет. Конечно, только очень неумным и злым людям доставляет удовольствие причинять другому обиды. Чаще всего ребята делают это не со зла. Но прежде чем награждать кого-либо прозвищем, вспомни, что у человека есть имя. Для каждого из нас имя значит очень многое. Родители долго его выбирали, надеясь, что оно принесёт их ребёнку удачу в жизни. Некрасиво и невежливо называть своих друзей по фамилии или заменять имя глупым или обидным прозвищем. Для того чтобы у тебя складывались хорошие отношения с друзьями и одногруппниками, обрати внимание на эти советы. Правила общения с одногруппниками• проявляй внимание к своим друзьям и одногруппникам, старайся, чтобы твои слова и поступки не обидели их; • никогда не смейся над физическими недостатками людей; • всегда и во всём помогай младшим и слабым; • не забывай поблагодарить за оказанную тебе услугу; • не придумывай никому обидных прозвищ; • если ты сам страдаешь от привязавшегося к тебе прозвища, не отзывайся на него; может, тогда твой обидчик вспомнит твоё имя; • если товарищ одолжил тебе что-либо, отдай ему это в обещанный срок, не дожидаясь, пока он тебе об этом напомнит; • всегда выполняй данные тобой обещания; • никогда не обещай того, чего выполнить не сможешь; • дорожи своим словом: твои друзья должны знать, что на тебя во всём можно положиться, что ты всегда держишь слово; • всегда будь точным: неточность — это прежде всего невежливость; • никогда не подслушивай чужие разговоры и не читай чужие письма; • никогда не проявляй к людям неуважения, бесцеремонности, дерзости, грубости или хамства. ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Беседа «Если друг попал в беду, помоги ему»I. Вступительная часть. - Сегодня мы поговорим о помощи другу. Друг – это тот, с кем можно поиграть, поделиться секретом, доверить тайну, положиться в трудную минуту. Ребята, а у вас есть такие друзья? (Ответы обучающихся) - Назовите, кто ваш самый лучший друг. (Ответы обучающихся) II. Основная часть. 1. Слушание стихотворения. - Сейчас я причитаю вам стихотворение «Если друг попал в беду, помоги ему». (Дети слушают стихотворение) Если друг попал в беду, помоги емуЕсли друг попал в беду, помоги ему Полез на дерево Щенок И зацепился за сучок, Висит, скулит, не может слезть, Кричит: – Спасите, кто тут есть! Недалеко Лисёнок был, На помощь к другу поспешил, Но только забираться стал – Как сам в расщелине застрял Вдвоём на дереве висят И очень жалобно скулят. К ним Белочка спешит скорей, И, чтоб спасти своих друзей, Она на помощь привела Большого умного Ежа. Когда ваш друг в беду попал, Он провалился иль застрял, Всегда зови на помощь взрослых, Умелых, опытных и рослых
2. Беседа по стихотворению. - Кто герои этого стихотворения – люди или животные? - Назовите героев стихотворения? 3. Рассматривание иллюстрации. - Ребята, давайте рассмотрим иллюстрации к стихотворению, на которых изображены наши герои. Кто полез на дерево? Что с ним случилось? Что он кричал? Кто на помощь к другу поспешил? Что с Лисёнком произошло, когда он забираться на дерево стал? Теперь вдвоём на дереве висят и очень жалобно скулят. Кто спешила спасти своих друзей? Кого она на помощь привела? Она на помощь привела большого умного Козла, т.е. взрослого, который помог друзьям слезть с дерева. Вот поэтому, ребята, когда ваш друг или вы сами попали в беду, всегда зовите на помощь взрослых – умелых, опытных и рослых. ПРИЛОЖЕНИЕ4 Описание дидактических игр, используемых в работе над проектом.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Пословицы и поговорки, используемые в работе над проектом.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Стихотворения для заучивания, используемые в работе над проектом.
Про дружбу.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Сюжетно - ролевые игры, используемые в работе над проектом. Семья.
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 Подвижные игры, используемые в работе над проектом.
ПРИЛОЖЕНИЕ9 Пальчиковые игры, используемые в работе над проектом.
В гости к пальчику большому.
ПРИЛОЖЕНИЕ 10
Мирилки, используемые в работе над проектом.
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 Консультация для родителей.
«Дружба крепкая».
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 «Дружеские отношения взрослых и детей в семье – основа воспитания положительных черт характера ребенка».
ПРИЛОЖЕНИЕ13 Конспект НОД по рисованию « Дерево дружбы». Цель: Образовательная: помочь детям освоить новый способ рисования «печать от руки», набирать краску на кисть и наносить ее на ладошку прокрашивая каждый пальчик, используя прием «примакивания» прикладывать ладошку к листу оставляя оттиск.Развивающая: формировать умение отвечать на вопросы, развивать внимание, мышление.Воспитывающая: формировать навыки коллективной работы в процессе создания общей композиции, формировать доброжелательные взаимоотношения со сверстниками, формирование адекватной самооценки, создать радостное настроение от творческой работы.Интеграция образовательных областей: - социализация - коммуникация Методы: Игровой, словесный, практический. Приемы: Художественное слово (рассказывание сказки), объяснение, поощрение, пальчиковая гимнастика, самостоятельная деятельность детей. Материал: ватман с нарисованным деревом, кисти, зеленая гуашь, баночки с водой, салфетки, аудиозапись. Организация детей: Вводная часть: дети располагаются на ковре около педагога. Основная часть: дети садятся на стулья, перемещаются вокруг стола. Заключительная часть: стоят вокруг стола около педагога. Предварительная работа: рассматривание на прогулке разнообразных деревьев, беседы с детьми о дружбе, взаимопомощи. Ход НОД: - Здравствуйте ребята. - Сегодня я хочу вам рассказать сказку. (Звучит музыка.) В некотором царстве, в далёком государстве, за высокими горами, раскинулась волшебная страна. В этой стране был красивый лес, в нем росли разнообразные деревья: там были дубы, ели, белоствольные березки. В этот лесок залетал ветер и тогда деревья шептались друг с другом шелестя листочками. В том лесу, среди деревьев росло одно дерево, оно было всегда грустным и печальным и деревьям было его жалко, но они ни чем не могли ему помочь. - Ребята, как вы думаете, почему это дерево грустит? - А кто знает, как можно ему помочь? (ответы детей) - А как вы думаете, как можно нарисовать листочки дереву? (ответы детей) - Молодцы. Но сегодня я хочу вам предложить нарисовать листья дереву при помощи своей ладошки. Посмотрите на ладошку, если мы соединим пальчики, то она похожа на листок. Надо кистью нанести краску на ладошку и пальчики, а затем приложить руку к веточке дерева, останется отпечаток. - Чтобы наши ладошка, пальчики хорошо трудились надо сделать зарядку: Соединяем пальцы рук в «замок» - Дружат в нашей группе девочки и мальчики
Дети проходят за столы и кистью наносят себе на ладошку краску, затем на веточки дерева ставят отпечаток (появляется листик). Педагог осуществляет необходимую индивидуальную работу. (По окончанию дети становятся вокруг стола и рассматривают работу) - Посмотрите какое у нас получилось красивое дерево, а сколько листочков много. Как вы думаете, почему стало дерево таким? (ответы детей) - Теперь наше дерево сможет разговаривать с другими деревьями в лесу. Давайте прислушаемся, мне кажется, что оно нам что-то говорит. Нас благодарит за помощь, говорит, что мы все дружные и потому смогли нарисовать ему листья. - Ребята, как же можно назвать это дерево? (ответы детей) - А давайте мы это дерево назовем деревом дружбы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 14 Конспект занятия рисуем акварелью из шерсти Тема: «Цветок для друга».
Тема «Цветок для друга» Цель: познакомить воспитанников с новой техникой рисование шерстью Задачи: продолжить развивать мелкую моторику рук, образное и пространственное мышление, зрительное и слуховое внимание; воспитывать интерес к работе с новым материалом, привить желание трудиться и доводить начатое дело до конца, воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, поделиться своими мыслями и чувствами о своей маме. Показать приемы выполнения техники, научить технике – шерстяная живопись. Обучение изобразительным навыкам: совершенствование навыков работы с шерстью, ножницами. Словарная работа: милая, ненаглядная, очаровательная, шерсть, рисование шерстью. Предварительная работа: Просмотр на экране телевизора презентации «Шерстяная акварель», чтение произведений о друге, рассматривание - видов цветной шерсти. Беседа о дружбе. Рассматривание фотографий с друзьями. Разучивание стихов о друге, песен. Выпуск стенгазеты «Мой лучший друг». Оборудование: мультимедийная установка, ноутбук для сопровождающей презентации, фоторамка, салфетка хозяйственная; шерсть разных цветов, ножницы. Ход занятия: Воспитатель: Кто прейдёт на помощь первый. Кто поможет если у тебя проблемы? Дети: Друг! На экране телевизора проецируется слайд с изображением слова друзёй. Воспитатель читает стихотворение У каждого ребёнка на Земле должна быть друг! И у птиц, и у зверей есть друзья! Воспитатель: Сегодня мы поговорим о самом главном в жизни каждого человека - о маме. И приготовим для мамы подарок. Воспитатель: Я предлагаю поиграть вам в игру: «Узнай друга» Воспитатель: Релаксационная пауза (сидя на стульях) звучит музыка - Дети, закройте на минуту все свои глаза и вспомните свою мамочку. А теперь ласково, нежно, шепотом произнесите слово своего друга. Вы почувствовали, как стало теплее от его рук, как друг вам на расстоянии передает свою , заботу. Открыли глаза. Воспитатель: давайте заглянем в наш альбом. Расскажите о своем друге. Рассказы детей : . Воспитатель А поможет нам в этом техника «Шерстяная акварель» или «Рисование шерстью». На экран проецируются картины выполненные в технике «Шерстяная акварель»( комментирование) Воспитатель: А сейчас с помощью игры мы подготовим свои пальчики к работе Пальчиковая игра Сжимаем левый кулак. Правый разгибаем пальцы по одному. Эй, цветочек, мой цветочек, Открывай свой лепесточек! Лепесточек наш открыт. А внутри пчела сидит (Складываем правую кисть в щепоть и кружим над цветком.) Ж-ж-ж!!! Продуктивная деятельность детей и педагога. Дети под руководством воспитателя выполняют работу поэтапно. Этапы проецируются на экране, сопровождаются словесно и показом. Алгоритм выполнения задания: • Создаем фон нашей картины, методом вытягивания шерсти. Выкладываем шерсть слоями, равномерно, аккуратно прижимаем ладошкой шерсть. • Щипание. Берем шесть необходимого цвета формируем цветок и лепесток. • Устраняем недочеты, аккуратно накладываем прозрачный пластик и закрепляем рамку клеймами Практическая часть занятия: для работы понадобится: фоторамка, шерсть разных цветов, ножницы,. салфетка хозяйственная. Создаем фон нашей картины, методом вытягивания шерсти. Выкладываем шерсть слоями, равномерно, аккуратно прижимаем ладошкой шерсть не оставляя пропусков. Щипание. Берем шесть необходимого цвета формируем цветок методом накручивания на палец и лепестки способом растягивания. Устраняем недочеты, аккуратно накладываем прозрачный пластик и закрепляем рамку клеймами, отрезаем лишнее И работа готова! Дети становятся в круг. Воспитатель: Что нового вы узнали? О чем будете рассказывать маме? И не забудете просто обнять друга и поблагодарить за то, что она у вас есть, за то, что она вас понимает и беззаветно любит, не смотря ни на что! |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.